Бортовой редуктор — неотъемлемый элемент трансмиссии экскаватора. Он служит для передачи вращения с двигателя на ведущие колеса, либо в случае гусеничного хода — на ведущие звездочки гусеничной цепи. Качественный редуктор способен обеспечить плавность хода и превосходную отзывчивость в управлении машиной, будь то движение, повороты или просто работа на месте.В зависимости от производителя и модели могут потребоваться различные модификации редукторов, но все их устройство, в целом, сводится к следующим принципам, по которым и называются виды редукторов:

  • зубчатый;
  • цепной;
  • червячный;
  • планетарный.

Количество передач может варьироваться в зависимости от требований к экскаватору и начинаться от одной, когда крутящий момент передается с постоянным числом. Зубчатый редуктор получил свое название от механизма передачи крутящего момента с помощью зубчатых колес. В этом случае используются несколько валов с шестернями различного диаметра, заключенными в один герметичный корпус. Составляя из шестерен комбинации, можно получить различные величины крутящего момента. Червячный редуктор является вариацией зубчатого, в которой применяется специальный винт, называемый червяком, с ним сопряжены червячные колеса. Такие передачи служат для значительного увеличения крутящего момента при потере угловой скорости. Иными словами, такие редуктора обеспечивают превосходную тягу, но с меньшей скоростью вращения. Кроме того, стоит отметить главное достоинство червячного редуктора — самоторможение без смазки и вибрации. Если подавать движение на ведомое червячное колесо, то за счет трения ведущий червячный винт двигаться не сможет. Однако такие редуктора имеют склонность к сильному нагреву и требуют повышенного внимания при интенсивном использовании экскаватора. Цепной редуктор. Как понятно из названия, крутящий момент передается с помощью цепи между разного диаметра шестернями. Все это закрыто в специальном герметичном корпусе. Размеры такого редуктора, как правило, довольно велики, а надежность работы зависит еще и от дополнительного фактора — качества материалов цепи. Кроме того, с увеличением сроков эксплуатации у таких редукторов необходимо чаще проводить профилактику для устранения вибрации и контроля состояния цепи. Однако у этих редукторов есть хорошее преимущество — это простота конструкции, отсюда и высокая ремонтопригодность. А с регулярными профилактическими осмотрами – еще и достаточная надежность системы. Планетарный редуктор. Как видно из названия, в этом типе редукторов применяется метод планетарной передачи, когда в центре вращается основная шестерня, получившая название солнечной. Вокруг нее вращаются мелкие шестерни — сателлиты, которые и изменяют передаточное число, передавая крутящий момент на коронную, внешнюю шестерню. Данный тип редукторов по своей компоновке достаточно сложен и ввиду некоторых конструкционных особенностей его ремонт очень затруднителен без применения специальных инструментов. Однако его преимущества перед зубчатыми и цепными вариациями — в компактности, а перед червячными — в долговечности, повышенном коэффициенте повышенного действия и отсутствии самоторможения, позволяют такому типу редукторов занимать свою нишу. При интенсивном использовании спецтехники, следует улучшать уход за редукторами и контролировать наличие смазывающих жидкостей и отсутствие ее протекания, а также качество передачи крутящего момента. В случае каких либо нарушений следует сразу же проводить технический осмотр, ибо в жестких условиях эксплуатации имеется риск выхода из строя в самое неподходящее время. Компания Hartex предлагает Бортовые редукторы на экскаваторы Hyundai, Doosan, CAT, Komatsu