С самого начала своего производства автомобили популярной марки КамАЗ – основы грузового автопарка нашей страны – оборудовались силовыми установками отечественной разработки. Развитие и техническое совершенствование дизельных агрегатов и «свежих» модификаций камских грузовиков происходили параллельно.

На каком-то технико-историческом этапе этого было вполне достаточно, чтобы не только быть конкурентоспособным на отечественном рынке, но и полностью отвечать «духу времени», справляясь с все возрастающими в процессе эксплуатации нагрузками. Так продолжалось с 1976 года до начала 1990-х годов, когда вследствие проявившихся серьезных технических и финансовых проблем новых разработок попросту не стало.

Оптимальным решением проблемы не только развития, но и самого существования марки грузовиков КамАЗ стали дизельные агрегаты под знаменитым брендом Cummins. Выбор этой марки был не случаен. Основанная еще в 1919 году американским заводчиком Чесси Лайлом Камминсом, эта компания в настоящее время владеет 57 производственными объектами в разных странах мира, в том числе в России.

Грузоперевозчики, эксплуатирующие КамАЗы с силовыми установками с логотипом Cummins, дружно отмечают улучшенные тяговые возможности, повышенную мощность, что особенно отчетливо ощущается в непростых условиях эксплуатации, значительную экономичность машины (используя двигатели и запчасти Cummins, можно сэкономить как на объемах топлива, так и на количестве смазочных материалов). Кроме того, независимо от сложностей российского климата, владельцам грузовиков, усовершенствованных таким образом, обеспечен легкий запуск автомобиля.

Основные виды и технические особенности двигателей

Американская моторная компания Cummins Inc. знаменита в техническом мире разработкой, проектированием и производством передовых дизельных / газовых двигательных установок практически для всех категорий транспортных средств, начиная от небольших авто и заканчивая крупными морскими судами. Впечатляет широчайший диапазон выпускаемых силовых агрегатов по мощности – от 30 до 3500 л. с.

Однако основной производственной программой для этой фирмы является изготовление дизельных моторов для автомобилей, мощность которых варьируется в пределах 100-600 л. с. Именно двигателями с таким диапазоном мощности оснащается большая часть грузовых автомобилей, относящихся ко всем известным классам.

На данный момент в наибольшей степени используемый на практике грузовой автотранспорт чаще всего комплектуется тремя разновидностями силовых установок от производителя Cummins – 6-цилиндровыми агрегатами серии ISL, 6-цилиндровыми двигательными моделями ISx15/QSx15, а также двигателями серии ISB, имеющими четыре и шесть рабочих цилиндров. Указанные силовые установки отличаются универсальностью своего применения – ими охотно оборудуют среднетоннажные и тяжелые грузовые автомашины, большие автобусы, мощные тягачи и прочую «серьезную» автотехнику.

Отметим, что на современные автомашины популярной российской марки КамАЗ устанавливаются в основном агрегаты именно серии ISB – как правило, модели Cummins 4ISBe и Cummins 6ISBe. Именно этим разновидностям «камминзов» отдает свое предпочтение Камский автомобильный завод, и поэтому КамАЗы с другими моделями этого американского производителя хоть и встречаются, однако крайне редко.

Компании, занимающиеся перевозкой значительных объемов грузов, а также водители-практики уже давно высоко оценили экономичность данных дизелей, благодаря использованию которых можно получить значительную финансовую прибыль. Ну и, конечно, не оставляют равнодушными к себе прекрасные технические показатели двигателей марки Cummins, в том числе отличная мощность, их достаточная «тяговитость» и другие.

Функциональные преимущества и сервисные достоинства двигателей Cummins

Прежде чем охарактеризовать основные модельные линейки этой американской марки, стоит обратить внимание на то, какие преимущества дает пользователю эксплуатация двигательных установок Cummins.

Стоит отметить для начала, что данные дизельные агрегаты прекрасно зарекомендовали себя в работе как в условиях густонаселенного города, так и при перевозке грузов на значительные расстояния (междугородние и международные грузовые перевозки). В частности, в результате проведенных исследований и статистических опросов было установлено, что силовая установка, работающая на грузовом автомобиле КамАЗ-65115 (как и на других транспортных средствах), полностью соответствует достаточно жестким требованиям, которые предъявляют пользователи к данной автотехнике.

При этом основные эксплуатационные качества двигателя определялись по таким важным критериям, как соотношение «полезная нагрузка / максимальная производительность силовой установки», вес двигателя, удельная мощность агрегата, достаточная для уверенного движения автомобиля по дороге. По этим показателям силовые агрегаты марки Cummins, используемые на грузовиках Камского автозавода, демонстрируют (в сравнении с двигателями-аналогами от прочих компаний-производителей) одни из самых низких уровней затрат, необходимых для полноценного и высокоэффективного техобслуживания и качественного ремонта.

Анализируя особенности двигателей марки Cummins, нельзя не вспомнить и об очевидных достоинствах, проявляющихся при техническом обслуживании указанных механизмов. В частности, увеличен до 200 тыс. км ресурс, отведенный для регулировки клапанов МГР. Причем после выполненного ремонта основные показатели и характеристики «вылеченного» двигателя Cummins практически не отличаются от заводских показателей и технических характеристик.

Другими отличительными особенностями техобслуживания дизелей американской марки являются превосходное качество фильтрации топлива (не более 10 мкр) благодаря установке новых топливных фильтров, существенно сниженный расход масла между очередными этапами техобслуживания, а также возможность удобной замены масла не чаще чем через 40 000 км пробега (при этом данное обстоятельство никак не влияет на состояние двигателя, его эксплуатационный ресурс и уровень мощности).

Основные модельные линейки двигателей Cummins

Как уже было отмечено ранее, наиболее распространенными силовыми установками, которые предлагает на сегодняшний день компания Cummins, являются 6-цилиндровые агрегаты серии ISL, 6-цилиндровые двигатели ISx15/QSx15 и 4- и 6-цилиндровые двигатели серии ISB. Причем моторы, произведенные для европейского рынка, дополнены буквенным индексом «е» – ISLe, ISXe и ISBe.

Двигатели серии ISLe – это 6-цилиндровые рядные дизели объемом 8,9 л и мощностью 276-375 л. с. Предназначены они для оснащения одиночных средних автотягачей. Что касается использования моделей этой серии на КамАЗах, то они эксплуатируются только на двух моделях камских грузовиков – КамАЗ 6520-19 (шасси и самосвал) и на экспортной модели КамАЗ 6520-1621.

Агрегаты серии ISXе15 представляют собой самые мощные двигатели, которые используются на грузовых автомобилях марки КамАЗ. Эти рядные установки характеризуются мощностью в пределах от 437 до 665 л. с. Они оснащены турбокомпрессором, моторным тормозом Interbrake, системой нейтрализации выхлопов каталитического типа. В настоящее время с камазовских конвейеров сходят только две машины с агрегатами ISXe15 – тяжеловозные тягачи высокой мощности моделей 65226-6010-77 и 65228.

Как было уже сказано, самими востребованными для установки на КамАЗы являются моторы серии ISBe. Указанные рядные агрегаты на 4 и 6 цилиндров (эти технические характеристики соответственно отображены в индексах моделей) обладают мощностью в пределах 138-296 л. с. В техническое оснащение моторов данной модельной линейки включены топливная система типа Common Rail и турбокомпрессоры.

4-цилиндровые двигатели серии ISBe устанавливаются на грузовики и автобусы полной массой не более 18 тонн. Модель же Cummins 6ISBe 285 отлично зарекомендовала себя на грузовиках массой до 34 тонн. При этом все двигатели данной серии полностью отвечают требованиям экологических стандартов ЕВРО-3 и ЕВРО-4.

Наиболее часто устанавливаемые на КамАЗы двигатели этой серии:

4ISBe 185 (183 л. с.);
6ISBe 185 (183 л. с.);
6ISBe 210 (207 л. с.);
6ISBe 285 (281-282 л. с.);
6ISBe 300 (296 л. с.).